В Центре международной торговли в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная вердикту Верховного суда РФ от 29 июня 2016, оставившему в силе решение Мосгорсуда о ликвидации одной из российских религиозных организаций.
Перед журналистами российских СМИ 30 июня 2016 годе выступили Первый президент Саентологической церкви Москвы Владимир КУРОПЯТНИК, участвовавший в заседании ВС РФ адвокат Юрий ЕРШОВ, кандидат философских наук, руководитель центра религиоведческой и правовой экспертизы Института религии и права, ведущий научный сотрудник Национального института развития РАН, главный редактор журнала «Вопросы адвокатуры», религиовед Юрий ТИХОНРАВОВ и журналист, главный редактор информационного ресурса Центра религиоведческих исследований «РелигиоПолис» Михаил СИТНИКОВ.
Во время обращения Владимира Куропятника к представителям СМИ журналисты были проинформированы о вынесении Верховным судом РФ решения об оставлении в силе вердикта Мосгорсуда о ликвидации российской религиозной организации «Саентологическая церковь Москвы», и недавних мероприятиях, предшествовавших судебному заседанию ВС РФ. Например, журналистам были представлены фотографии состояния помещений религиозной организации до и после последнего прецедента с представителями силовых структур, имевшего место 21 июня 2016. В тот день в офис без каких-либо разъяснений вторглись вооруженные мужчины в камуфляже, которые собрали весь коллектив организации и посетителей в отдельную комнату, после чего устроили так называемый «обыск». Все действия силовиков, мотивированны поиском «признаков экстремизма» длились с утра до поздней ночи, а его итогами вместо обнаружения таких «признаков», оказалось по всем признакам банальное «ограбление» как самой религиозной организации, так и нескольких конкретных людей, которые являются ее сотрудниками, либо просто оказались «под рукой» бравых правоохранителей.
Находившимся на пресс-конференции журналистам был предъявлен приблизительный реестр результатов вторжения находящихся на государственной службе правоохранителей, который написали сотрудники религиозной организации по «горячим следам». Значимость результатов «поиска признаков экстремизма» настолько поразительна, что их следует привести дословно:
• Шлагбаум на территорию Церкви срезан
• Выбиты 20 дверей в помещения, невзирая на возможность открыть их ключами
• В некоторых помещениях выломана потолочная плитка
• Выкручено и пропало 4 проектора, стоимость одного несколько тысяч долларов
• Исчезло несколько фотоаппаратов и видеокамер, в т.ч. принадлежавших визитерам
• Пропала кофе-машина вместе с запасом кофе в капсулах
• Сток в одном из туалетов был забит туалетной бумагой, поверх чего неизвестные сильно нагадили
• Испорчены датчики противопожарной сигнализации и вся система выведена из строя
• Перерезаны кабели интернет-связи
• Разбито пять камер и выведена из строя вся система видеонаблюдения
• Вынесены все запасы продуктов из кафе
• У некоторых сотрудников и посетителей из личных сумок исчезли наличные деньги в суммах от 100 до 1500 рублей
Слов восхищения со стороны представителей СМИ, надо сказать, не последовало. Как, впрочем, такие злостные для любого вменяемого общества подробности «оперативной проверки», не вызвали и удивления. Журналистов на пресс-конференции больше интересовали вопросы о том, как целиком выглядит правовая история преследования религиозной организации, о которой вполне вразумительно поведал адвокат Юрий Ершов. После выступления представителя Саентологической церкви Москвы юрист дал представление для прессы со всем, что происходило вокруг религиозной организации в хронологическом порядке, начиная с 2007 года.
Повествование адвоката о беспорядочности и абсурдности выдвигавшихся Минюстом РФ требований в суде, вызвало пристальное внимание представителей СМИ, не смотря на то, что журналисты совсем не удивились данным событиям. В том числе, например, высказывание Ершова о том, что в процессе рассмотрения пространно сформулированного иска госведомства в Мосгорсуде, ни истцом, ни судом так и не было сформулировано ни одного конкретного, основанного на фактах обвинения в адрес религиозной организации. Возникшее на последней стадии «подозрение» Минюста, что «Саентологическая церковь Москвы» неожиданно утратила признаки религиозной организации оказалось не подтвержденным экспертными действиями. Выражаясь литературным языком «вульгарно», со стороны позиция могла выглядеть так: «Суд считает эту церковь не имеющей отношения к религии. Пояснения того, почему он так решил, не нужны. Поэтому выносится вердикт, оставляющий в силе решение о том, что ваша организация в качестве религиозной должна быть ликвидирована».
Определение такого рода действиям существует и секретом не является: это «правовой цинизм».
• В данном контексте уместно сказать, что Большой российский энциклопедический словарь определяет цинизм, как нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности (аморализм). Под аморализмом тот же словарь понимает имморализм (отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам). Одновременно, по мнению ведущего научного сотрудника Санкт-Петербургского Социологического института РАН Владислава Бачинина, «цинизм» как форма мироотношения имеет сугубо деструктивную направленность. По отношению к религиозным нормам и ценностям он выступает не просто как безверие, но в виде проявлений кощунства и святотатства. В сфере морали он обнаруживает себя как изощренный, издевательский аморализм, откровенно отрицающий всеобщие нравственные нормы. Наиболее злокачествен правовой цинизм, выступающий в двух формах — индивидуальной и общественно-государственной».
В речи публициста и правозащитника Михаила Ситникова была предпринята попытка взглянуть на сложившуюся в результате антикультистской активности ситуацию с религиозной организацией саентологов с позиции здравого смысла. Пранализировав только что прозвучавшие факты о ходе антирелигиозной кампании против данной церкви, М.Ситников предложил журналистам оценить происходящее бесстрастно. Напомнив афоризм известной басни Крылова «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать», он четко обозначил известные факты о деятельности религиозного сообщества саентологов, которые не смотря на большое количество инкриминированных им претензий в нарушениях законности не были обнаружены. А после обратил внимание на то, что это «на все 100% новое религиозное движение», находящееся «на взлете» своей эволюции, может вызывать страх и ревность у тех религиозных структур, которые склоняются к своему естественному закату. В связи с выбором саентологов целью именно Минюстом, журналист предположил связь с тем обстоятельством, что чиновники данного ведомства тесно взаимодействует с такой претенциозной личностью, как известный клерикальный функционер и антикультист Дворкин, занимавший до недавнего времени должность руководителя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте.
Религовед Юрий Тихонравов заметил, что религиозные мировоззрения людей не подвержены какому-либо внешнему или государственному регулированию. Устанавливаемое директивно вето на веру, по мнению эксперта, может принести лишь тот результат, что верующие люди сделали бы лишь вид, что они с этим согласны. Тогда как действительно оставить людей без искренних религиозных убеждений, как показало время, совершенно невозможно. Таким ярким свидетельством может стать и история саентологического религиозного сообщества в России. Существуя с 1994 года, независимо от гонений, которые становятся все чаще неправовыми, и без того немалая, насчитывающая десятки тысяч последователей община саентологов только увеличивается. Присутствовавший на процессе в Верховном суде религовед был удивлен прозвучавшими на нем «доводами», когда госчиновники на «голубом глазу» делают заключения по собственному усмотрению, что есть религией, а что – нет. Напомнив представителям прессы и тележурналистам, что дефиниций этого значения в мировой науке о религии (религиоведении) на сегодня существует более тысячи, Ю.Тихонравов заявил, что если у системы, решившей ликвидировать саентологию был четкий расчет, то результаты будут прямо противоположными.
В завершение пресс-конференции всем участникам была представлена брошюра д.ф.н., религиоведа Сергея Иваненко под названием «О чем молчат саентологи — или о некоторых особенностях религиозных убеждений последователей Саентологии».
Источник: www.religiopolis.org